Ориентация на целевую аудиторию
Как всегда, первым шагом будет маркетинговое исследование. Не пугайтесь этого термина — иногда оно предполагает только наблюдение, чтение статей в интернете и парочку мысленных экспериментов. Чтобы выбрать дизайн ресторана, вам нужно составить портрет своего потребителя. Например:
-
мужчина, 30–35 лет, высокий доход, интересуется спортом и туризмом — брутальный интерьер в стиле кантри или лофт;
-
женщина, 40–45 лет, доход выше среднего, увлекается искусством — утонченное оформление в стиле прованс, модерн или бохо-шик;
-
мужчины и женщины, до 30 лет, средний доход, активный образ жизни — относительно простой и минималистичный интерьер.
Не забывайте и о том, что оформление помещения должно отражать идентичность вашего бренда. Вам необходимо передать в нем идею и миссию своего бизнеса — это потребует некоторого креатива, но даст отличные результаты в будущем.
Планирование пространства
Классический ресторан — это деление площади на несколько залов. Если вам доступно большое открытое помещение, вы можете зонировать его с помощью легких перегородок. Чтобы сделать обстановку комфортной для всех посетителей, можно слегка менять оформление каждого зала, сохраняя приверженность общей дизайнерской концепции. Например, светлый зал с обилием зелени подойдет для семей, темный с деревянной отделкой — для дружеских компаний, а классический с мягкой уютной мебелью — для пар.
При планировании помещения обязательно учитывайте потоки движения посетителей и персонала. В идеале входящие и выходящие клиенты, а также сотрудники заведения не должны пересекаться. Конечно, добиться этого в действительности сложно, поэтому вам нужно хотя бы уменьшить число точек соприкосновения. Еще один важный нюанс — ширина проходов должна быть достаточной для 2–3 человек. Чрезмерная теснота приведет к давке, бою посуды и другим проблемам.
Выбор отделки
Одним из ключевых моментов в дизайне помещения является подбор цветовой гаммы. Каждый оттенок оказывает определенное влияние на психику человека:
-
красный вызывает возбуждение, жажду действий, а иногда и агрессию;
-
голубой успокаивает, внушает надежду, создает ощущение простора;
-
желтый настраивает на позитив и вызывает желание улыбнуться;
-
черный замедляет поток мыслей, делая человека более рассудительным;
-
зеленый вызывает удовлетворение, спокойствие и неконфликтность.
Выше мы говорили, что вам необходимо соблюдать общую дизайнерскую концепцию. Однако эксперименты не помешают. Объединяйте разные оттенки и текстуры, чтобы интерьер не выглядел скучно. Используйте яркие акценты: покрытые живыми растениями стены или декор из фермерских инструментов.
Закупка мебели
Повторимся: все предметы интерьера должны соответствовать выбранной вами концепции. И все же у вас остается определенная свобода действий. Поэтому при выборе мебели также нужно ориентироваться на ценности бренда. Если вы позиционируете заведение как семейный ресторан, выбирайте массивные мягкие кресла и диваны. Для «мужской берлоги» будут уместными грубые деревянные стулья и столы. А для места романтических свиданий стоит предусмотреть дополнительные перегородки, создающие ощущение интимного уединения.
Освещение и звуки
Свет — один из самых сильных инструментов дизайнера. Чтобы использовать его максимально эффективно, соблюдайте следующие правила:
-
убедитесь, что система помещения вписывается в дизайн-проект;
-
используйте точечные лампы, чтобы создать «островки света» над столиками;
-
избегайте яркой цветной подсветки в основной части зала, чтобы не искажать оформление блюд и напитков;
-
прокладывайте «дорожки» с помощью рассеянного света, указывая направление прохода через зал;
-
сохраняйте приглушенное освещение между столиками и в рабочей зоне персонала, чтобы не привлекать лишнего внимания к этим частям помещения.
Для ресторана также важна акустика. В заведении нужно создать такую обстановку, чтобы люди могли разговаривать нормальным тоном за столиком, но не слышать других посетителей. Чтобы добиться желаемого эффекта, ориентируйтесь на следующие рекомендации:
-
Эхо — ваш главный враг. С ним можно бороться при помощи мягких обивочных материалов, например ткани.
-
В большом помещении с высоким потолком обязательно устанавливаются перегородки. Они создают барьеры для распространения громких звуков.
-
В ресторанах большой вместимости нужно по максимуму использовать натуральные материалы, поглощающие звуковые волны: дерево, бамбук, пористый гипс.
-
Размещайте колонки аудиосистемы вверху — они создадут эффект «акустического зонтика», ограничивая дальность распространения звуков, но не приглушая их на малой дистанции.
Расположение системы учета
Никогда не забывайте об организации производственного процесса во всех его аспектах. Для управления рестораном вам понадобятся терминалы в следующих зонах:
-
у входа;
-
в рабочих местах официантов — по одному на 15–20 столиков, на 3–4 человека или на один зал;
-
на барной стойке;
-
на кухне;
-
в кабинете администратора.
Чтобы объединить все эти устройства в общую сеть, стоит воспользоваться облачным учетным приложением. Оно предоставляет все необходимые для функционирования ресторана модули — управление столиками, заказами, запасами, бухгалтерией, закупками и рабочим временем персонала. Вы можете узнать о нем детальнее по ссылке.
Терминалы системы учета располагаются так, чтобы их экраны были недоступными для посетителей. Вокруг них нужно оставлять по крайней мере 1–1,5 метра свободного пространства, чтобы обеспечить свободу действий персонала и не создавать помех окружающим.
Важность дизайна помещения для ресторана
Оформление интерьера в сфере общественного питания — не менее важный фактор успеха, чем меню, ценовая политика или маркетинг. Дизайн помещения задает настроение посетителей и формирует первое впечатление, по которому часто оценивают все заведение. В нем важна каждая деталь — от цвета и фактуры материалов до акустических характеристик и расположения системы учета.