Бытует некий устой о том, что профессия свадебного ведущего в Казахстане имеет срок годности, на то есть два фактора: ментальный и социальный. Ментальный заключается в маленьком люмпене сидящим внутри шоумена который постоянно сверлит его внутренним голосом: «Сколько можно для кушающей толпы выступать? Тебе уже 30, а ты никем кроме тамады не смог стать! А потом что? Будешь кудалык в носках в коттеджах проводить?» Этот тролль просыпается не сразу, но если уж появился, то он не угомонится и приведёт к тому, что называется, хорошая мина при плохой игре. Это когда тамада на свадьбе вроде выкладывается, но по его глазам видно что «кайфа» от этого он уже давно не получает. Он либо предоплату отрабатывает, либо вторую часть гонорара зарабатывает.
Второй фактор – социальный, он связан с творческой самореализацией ведущего, в Казахстане как повелось? Если ты вызвался быть шоуменом, то ты: или Турсынбек, или как все. Но дело то в том, что Турсынбек есть и будет, и сам по себе Турсынбек уже не просто мастер разговорного жанра, он сам жанр. Его копируют, ему подражают, к его уровню стремятся, но научиться мыслить как Турсынбек многим попросту не дано. Турсынбеку не зазорно быть шоуменом если, кто то так думает, по факту он сатирик, творческий руководитель находчивых ребят, директор театра в конце концов. Все шоумены оказывают услуги по проведению мероприятий, а он услуг не оказывает потому что на этом рынке он товар. Очень дорогой, востребованный и не всем доступный. Он нужен людям как iPhone, но в отличии от гаджета он такой один.
Следовательно второй фактор срока годности шоумена это проблема шаблонности, он такой же как все, пусть двуязычный или даже трехъязычный, пусть прекрасный актёр без комплексов, пусть он может спеть, сыграть на гитаре или что-нибудь станцевать в конечном счёте это не та отличительная черта которую можно назвать конкурентным преимуществом. Он талантлив, остроумен, харизматичен, но не раскручен! Не знаменит, не популярен, а если и узнаваем то не в тех масштабах что бы зарабатывать на своей медийности. Пандемия и карантин в Казахстане обострили сомнение в профессии. Реальность поставила перед выбором: делать то, что тебе нравится или делать то, что должен.
Среди вариантов спасения поиск новых рынков, в случае с шоуменом это Россия, там ведущими мероприятий становятся и в 35 и в 40 лет, так как морального и возрастного порога там нет, люди проще и легче смотрят на жизнь. Вести на русском языке для многих проще чем на казахском, и в России можно иметь немало заказов на свои услуги в диапазоне 50-70 тысяч рублей. Да и с вирусом судя по новостям там справились раньше и рестораны уже открыли. Казахскоязычные тамады могут вести казахские тои в Омске, Тюмени, Челябинске, Астрахани и даже город Курган не редко заказывает ведущих из столицы. Казахская диаспора в этих городах способна обеспечить работой немало свежих и интересных шоуменов из Казахстана.
Ну, а если срок годности шоумена уже подошёл и на продолжение нет энергии и желания, необходимо выцеживать из былого опыта самые важные таланты: коммуникабельность, красноречие, кругозор, психологию, дар убеждения. Шоумен привыкший продавать себя, с уверенностью продаст что угодно. Он – идеальный менеджер по продажам в автосалоне, он креативный маркетолог, пусть не дипломированный, но он знает ментальный маркетинг работающий только в Казахстане, для этого в Европе обучаться не обязательно. Он опытный переговорщик, арт-директор и даже ресторатор! Он свободен от тойских стереотипов, он открыт к новым возможностям, ему осталось лишь наступить на следующий трамплин!