Пока одни артисты в поте лица трудились на открытиях павильонов, гала-ужинах, и светских приемах, другие, воспользовавшись оразой, проводили встречи с осенними клиентами и активно принимали деньги вплоть до октября, чтобы пока идет пост, успеть хотя бы в «Белек» смотаться. Выставка «EXPO 2017» одной лишь своей концептуальностью здорово повлияла на баланс в шоу бизнесе страны, расставив акценты над конвейерными и штучными артистами. Артисты оригинального жанра, виртуозы-инструменталисты, обладатели незаурядных вокальных способностей, артисты оригинального разговорного жанра, хорошие шоумены и сатирики смогли в полной мере обеспечить себя как интересной зарплатой, так и интересными заказами. Многие подтянули навыки работы со специфической публикой и заодно отточили лингвистические способности.
Но и вместе с тем, всё это заморское, необычное, чуждое, на первый взгляд восприятию нашего человека помогло нам в очередной раз укрепиться в мысли, что бесконечные, родные, исконные казахские тои остаются фундаментом культурного прогресса страны. Пусть многие критикуют казахские свадьбы за излишнюю напыщенность, необоснованность затрат, отсутствие морали, развитие «халявного» мышления у артистов и многое другое, тем не менее с течением времени из обычного традиционного явления, казахский той превратился в определённый кластер экономики, который ширится и пополняется новыми участниками процесса из сезона в сезон.
Как бы не парадоксально это звучало, но именно тойская среда помогла вытеснить из общества слово «халтура». Многие игроки свадебного бизнеса стремятся выйти в сегмент клиентов «А+», поскольку там и уровень запросов зашкаливает, и смета расходов на 9 листов растягивается. Однако при всём при этом, приоритетные клиенты свадебной индустрии заказывают только одноразовые идеи, профессиональную режиссуру, заслуженных артистов, качественное оборудование, привозное оформление, и все это под строжайшим контролем свадебного распорядителя, представляющего ту или иную компанию. VIP клиенты не только влияют на поведенческий фактор тойского кластера, но и обеспечивают работой обширный рынок «тойских профессий»: тамада, беташар, струнный или симфонический оркестр, звезды казахстанской и зарубежной эстрады, лучшие танцевальные коллективы и все остальные просто не мыслят свое творческое развитие без постоянно повышающих планку заказов event-агентств.
Казахские той пробуждают в население тягу к культурному обновлению, влечение к изысканностям и стремление к оригинальности. Да! Пока не у всех этот процесс заметен, но он очевиден и опровергать его уже невозможно. Мы занимаемся организацией свадебных торжеств уже 15 лет и кому, как не нам следить за культурной эволюцией в индустрии казахских тоев. Уже сейчас мы проводим свадьбы на ледовой арене, с приглашением западных режиссеров и сценаристов, уже сегодня главным в свадебном сценарии является идеология, а не набор тостов, уже сегодня репетиция казахской свадьбы - это серьёзный и ответственный процесс генерального прогона, а не просто встреча за чашкой кофе.