Как правило, «теневым заработком» занимаются мелкие рестораны, и чем он крупнее, тем меньше в нем попыток дополнительно обогатиться за счет ничего не подозревающего клиента. Тем не менее, организаторы повсеместно сталкиваются ситуациями, порой вопиющими, когда клиент сильно переплачивает - и в ресторане ему прямым текстом говорят: или так, или никак, вообще. Таких ресторанов в Астане не мало.
Важно помнить, что часть теневого заработка лежит на плечах ресторана (как организации) – хотя удачные попытки здесь реже, чем у другой его части. И вот эта, другая попытка сделать дополнительный заработок происходит почти всегда и почти всегда успешно – будь то по мелочи или покрупнее. Это персонал, и здесь уже появляется налет наглости, а иногда и толстенный слой, когда за одно мероприятие клиент может переплатить до 200 тыс. тг.
Как это происходит? На встрече клиенту, условно, объявляют: «7500 тг с человека». На глаз все вполне приемлемо и только при подписании договора начинают всплывать «непонятные» пункты – они бывают самые разные, главные из них:
- Аппаратура – это опционно, клиент может выбрать, оставить ли имеющуюся электронику или завезти новую.
- Готовые шоу-программы – здесь также предоставляется выбор, но иногда и нет.
- Моментальное фото – фотографы, которые непосредственно на банкете занимаются продажей фотоснимков.
Аппаратура
Диалог в этом случае проходит с целью убедить заказчика оставить местную аппаратуру: «у нас дешевле», «у нас хорошая аппаратура, а там непонятно, что могут привезти», «наша аппаратура уже настроена под зал» и т.п. Это навязывание, но иногда оно оправдано – когда аппаратура действительно хорошая и идеально подстроена под особенности зала (в основном это крупные рестораны, хотя и не все). В таком случае завозить чужую и заниматься ее установкой выйдет просто дорого и не нужно. Но чаще, аппаратуру все-таки необходимо менять: когда ресторан требует 60000 за две еле хрипящие колонки – это уже вымогательство. При желании заменить аппаратуру, ресторан до последнего будет пытаться уговорить клиента убедительным «наша дешевле». А когда это не удается, то принуждают платить неустойку – это наверняка было прописано в договоре и клиенту придется ее заплатить. Обычно это неизбежная статья расходов, кроме случаев, когда аппаратуру можно не менять.
Шоу-программы
Здесь также ресторан будет пытаться убедить клиента приобрести уже готовый пакет: «500 тыс, все включено – и ведущие, и вокалисты и пр.». При этом на всех таких банкетах артисты обычно одни и те же, и работают они шаблонно. Из-за постоянного сотрудничества, их услуги обходятся ресторану дешевле и сумма в 500 тыс. весьма выгодна для них.
Также, ресторан может предложить своего организатора, который с нуля соберет шоу-программу. Это привязанный организатор, который занимается банкетами внутри этого ресторана. Ему необходимо платить ресторану за такие заказы, поэтому он вынужден завышать цены по 5-10 тыс. тг на артиста. Само собой, такая организация обходится дороже, чем если бы заказчик обратился к ивент-агентствам, которые не привязаны к ресторану. И тоже шаблонной, т.к. такой организатор неизбежно привыкает работать на одной и той же площадке по наработанным схемам. Также, ему выгоднее работать с одними и теми же артистами, платя им меньше.
Но бывает и навязывание, вплоть до ультиматумов: либо вести будет конкретный ведущий – либо банкет отменяется. В сжатых сроках, когда по городу практически не остается подходящих свободных ресторанов, это становится настоящим шоком для невесты, жениха или ее родителей.
Иногда наглости хватает и администратору, который от лица ресторана ставит такие же условия – и вообще, администраторы довольно частенько проворачивают такие схемы. Если админ имеет хорошие связи с тем или иным ведущим, оформители его родственники, а с видеографом они с первого класса вместе - то вот вам пакет «администратора». На всем этом, админ, за вычетом необходимых выплат определенным лицам, может «поднять» около ста тысяч. Это означает дополнительные минус двести для заказчика.
Моментальное фото и многое другое
Отдельного упоминания заслуживает услуга «Моментальное фото» - это тоже большая наглость администратора ресторана. Обычно клиенту о них не сообщают, и он видит их уже на банкете. С этим часто сталкиваются ивент-компании, когда на их глазах клиенту прямым текстом заявляют: «Либо стоят «моментальщики», либо ищите другое место». Не всегда всё так радикально, но «моментальщики» есть практически на каждом вечере, и практически всегда админ ресторана получает с этого фиксированные суммы.
Также, администратор может зарабатывать на всяких мелочах (такой вот наглец). Например, предложит шоколадный фонтан: «У нас там в кладовке стоит – мне ничего не надо, просто 5000 заплатите за использование и принесите фрукты, остальное я сам сделаю». Обычно это не стоит того и заготовленный фонтан будет выглядеть ущербно и невзрачно. Еще есть «табачные» артисты – те, кто «случайно» залетает в ресторан и затем предлагает исполнить номер: танец (особенно лезгинка), миниатюры и т.д. Кто-то платно сливает им информацию о проходящем банкете.
Еще один пример – вы завозите фрукты для фуршета, а в ресторане объявляют, что нарезка обойдется вам в 5000 тг за тарелочку. Или в договоре, в каком-нибудь из нижних пунктов обнаруживаются «бонусные» скрипач и рояль на сбор гостей за 500 тг с человека. Это тоже не очень выгодно для клиента. Таких схем очень много, и это довольно распространено – настолько, что стало почти в порядке вещей.
AcademicKhalas